В Дели разразилась эпидемия малярии и лихорадки, и мы зашли в аптеку. Вдруг видим объявление: “Парацетамол и другие жаропонижающие продаём по рецепту врача”. И подпись: “Правительство Индии”. Такая забота нас испугала… Но старый аптекарь рассказал нам то, чего мы не знали:
— Вы слышали, что каждый десятый человек умирает из-за антисанитарных условий? А всё потому, что половина жителей Индии не построила себе туалет. В помойках размножаются малярийные комары. Если такой комар укусит и заразит человека, то поднимается температура и больного лихорадит. Но неграмотный подумает: “Я подцепил грипп,” — он купит в аптеке жаропонижающее и навредит себе ещё больше. Вирус малярии живёт в организме долгие годы, и лихорадка регулярно возвращается. — Мы спросили:
— А что ещё люди путают с простудой? — Старик продолжал:
— Зараза расцветает там, где не построили правильную канализацию и водопровод. Помойки не просто воняют. Там живут болезни. Там живёт смерть. Люди страдают от сенной лихорадки, от лихорадки деньгу и лихорадки чикунгуния… Но многие думают, что они простыли, — сокрушался старый аптекарь. — А что если это — туберкулёз? Без медикаментов вирус разрушает лёгкие, и человек умирает. Но больной кашляет, пьёт таблетки от простуды и заражает других. — Кто-то рядом закашлял… Бежим отсюда!
Но из собрания святых мы не убегаем, даже когда святые болеют холерой. Человек не моет руки, и эта зараза поражает кишечник. Организм обезвоживается, и тело сводят судороги. Поэтому водопровод нужно строить правильно, он оградит людей от холеры. Но в трущобах канализационную систему не строят. Цивилизация не дошла туда. А мы где-то прочитали, что Индия скоро выбьется в лидеры и догонит Америку…
Вот наступает сезон тёплых дождей. Воскресным утром мы идём на служение и по дороге рассуждаем: “Кто сегодня дойдёт до Церкви?” Людей останавливает и тропический ливень, и эпидемии болезней, которые летом опустошают наши собрания. Риши и его молодая семья живёт в трущобе. Уже несколько дней они просят молиться об исцелении. Семья из пяти человек закашляла, затемпературила и угодила в больницу. Врач прописал долгий курс лечения от туберкулёза, но у молодой семьи скоро кончатся деньги. Церковь молилась, однако они слабели, и болезнь крепчала. Но молитва праведных усиливалась. Внезапно в один и тот же день все пятеро почувствовали себя здоровыми. Они сдали анализы, — туберкулёз исчез.
А как не заразиться во время хлебопреломления, когда из одного стакана пьют десятки больных людей, которые живут в трущобах? Вся Индия напьётся водой из одной бутылки, но никто не прикоснётся к горлышку губами. Человек запрокидывает голову назад и держит бутылку или стакан в двух сантиметрах от губ. Потом он широко открывает рот, прицеливается и без остановки вливает воду в себя. Так пьют даже маленькие дети, и мы не замечали, чтобы кто-то захлёбывался.
Во время хлебопреломления индийцы вливают виноградный сок себе в рот, но не притрагиваются губами к стакану. С детства люди пьют правильно из общей посудины. Но мы-то не пьём. Мы промахиваемся, обливаемся и захлёбываемся. А прикоснуться губами к общей чаше нельзя. Поэтому мы обмакиваем кусочек хлеба в соке, и так мы вместе вспоминаем, как умер Христос, и как Он ожил.
На такое служение в нашу церковь попала бездомная женщина с новорожденным младенцем, которого она привязала шарфиком к груди. Индийские бездомные не ходят в школу. Их дети тоже не учатся грамоте. От своих предков они унаследовали нищету, грязь и болезни. Женщина вернулась “домой” и села на улице на раскалённый асфальт. Она укачивала ребёнка, напевала ему песенку. Он температурит, кашляет, но растёт, и ему уже исполнилось три месяца. Вдруг мальчик прерывисто задышал и умер. Она рыдала, целовала мёртвого малыша, но тельце младенца остывало.
Вдруг женщина вспомнила, что в Церкви говорили о человеке, которого зовут Иисус. Однажды Он тоже умер и Его похоронили. Но через три дня Иисус ожил. И вся улица услышала вопль матери: “Иисус, спаси моего малыша! Если ты живёшь, и мой сын будет жить!” Вдруг мальчик вздрогнул, шумно вдохнул и заплакал. И дал Господь вместо плача радость. Бог исцелил сокрушенное сердце молодой матери и укрепил веру людей в нашей Церкви.
Познакомились мы как-то с молодым доктором, и он пригласил нас на прогулку по берегу озера. Комары донимали нас, но доктор рассуждал:
— Сейчас сухой сезон. Это значит, что эпидемия малярии ещё не началась, и комары не переносят заразу. Хотя лучше носить рубашку с длинными рукавами. — Мы спросили:
— Можно ли чистить зубы нефильтрованной водой? — Доктор ответил:
— Из-за плохой воды, грязных овощей и фруктов в организм попадает вирус гепатита, и тогда воспаляется печень. Гепатит приносит смерть на равне с туберкулёзом и ВИЧ.
— А можно ли на вокзалах и в придорожных кафе есть зелень, молоко, кислый йогурт? — спросили мы. Доктор сокрушался:
— В таких продуктах накапливаются бактерии брюшного тифа в антисанитарных условиях. Тиф поражает желудочно-кишечный тракт, он расцветает там, где не построили канализацию. Человека мучают галлюцинации, увеличивается печень и селезенка. Кстати, — поинтересовался доктор, — не пора ли пообедать? На берегу озера открылся приличный ресторан. — Мы засомневались. Тогда доктор продолжил:
— Экзотические инфекции распространяются в трущобах, где живут бедняки. Поэтому помните о личной гигиене, но лучше сделать прививки. Нельзя пробовать на базаре немытые овощи и фрукты. Если у человека болит живот и поднимается температура под 40, то это — дизентерия. Она поражает толстый кишечник и обезвоживает организм. И ещё, — нельзя купаться водоемах. Туда стекает канализация, — добавил врач и пошлёпал босиком по воде…
Мы арендуем квартиру, где живёт средний класс. Каждый день по нашему району ездит мусорщик на трёхколёсном велосипеде. Он запрягает велосипед в деревянную тележку и сваливает туда отходы. Мы и наши соседи платим такому человеку по два доллара в месяц, он собирает мусор и увозит его на свалку. Свалки раскинулись среди жилых районов.
На городских свалках пасутся тощие коровы и давятся пластиком. Больные собаки бродят по мусору и доедают гниль и отходы. Летают жирные мухи, снуют туда-сюда крысы, роются в помойках свиньи с чёрной щетиной. Там же работают люди и расфасовывают пластик, метал, бумагу. Мусорщики не пользуются ни перчатками, ни спецодеждой, ни масками…
Проповедовали мы как-то в индийской деревеньке и вечером навестили одну семью. Где здесь туалет? Хозяйка махнула рукой в сторону закутка, в котором забыли установить дверь и не построили крышу. На небритом бетоном полу стоял ковшик, ведро воды и жёсткий веник. Извините, я стесняюсь спросить, но всё-таки…
Предположим, что ковшик выполняет роль горшка. А почему ковшик такой маленький? Нет, судя по размерам, люди используют ведро вместо горшка. Но ведро доверху наполнено чистой водой. Куда вылить воду? Нет никакой дырки в полу, которая бы напоминала сток. И вдруг ты переживаешь шок. У горшка есть дно, но нет стенок. Присядь на пол — это и есть твой горшок. Бежим отсюда! А хозяйка сразу ринулась в недоделанный полу-туалет, вылила воду на пол и размазала всё жёстким веником.
В Индии обмываются водой и не пользуются туалетной бумагой. Люди делают это только левой рукой, поэтому левая рука — нечистая. Теперь вы знаете правило левой руки: во время приёма пищи пусть левая рука висит вдоль туловища. Эта рука будет нечистой и у повара, и у богатого, и у бедного… А правой рукой люди делают всё: готовят, едят, берут и отдают вещи…
В цивилизованных местах рядом с унитазом висит маленький душик, а в местах попроще устанавливают кран и ставят на пол ковшик для омовения. В городских домах перед входом в туалет хозяйки ставят резиновые шлёпки, и семья переобувается перед тем, как зайти в нечистое место. В туалетах мокро, потому что подтекают краники, но никто не беспокоится из-за таких мелочей. Индийцы принимают душ тоже в туалете. Они усаживаются на низенькую табуреточку и поливают себя водой из ковшика. Когда наступает засуха, то в городах вывешивают банеры: “Один человек — одно ведро воды!”
Индуизм требует, чтобы человек омывал тело перед тем, как он будет поклоняться идолам. Каждое утро старики следуют этой традиции и показывают пример для подражания внукам и детям. Мы моемся вечером и ложимся спать чистыми. Индийцы моются утром, чтобы явиться чистыми перед богами. Бедняки живут на улице, под мостами, на железнодорожных станциях, и моются они под открытым небом. Летом солнце нагревает воду. А зимой температура за ночь опускается, и вода становится ледяной, но традицию мыться по утрам никто не отменяет.
Мы берём в путешествие туалетную бумагу. Индийцы берут в путешествие ковшик для омовения. А что делать, если ты забыл посудину дома? В поезде тебя ждёт ковшик, которым пользуются больные и здоровые, богатые и бедные. Ковшик приковали цепочкой к стене туалета, и он стоит на полу, который пропитался человеческими испражнениями. Ты не заболеешь. (Если повезёт.)
Люди моют руки с мылом после туалета. Но они делают это редко. Поэтому тысячи лет назад родилось приветствие, при котором никто ни до кого не дотрагивается. Индийцы складывают ладони на уровне груди, слегка покачивают головой из стороны в сторону и говорят: “Намастэ!” (Здравствуйте!)
Индиец может иметь телефон, телевизор, спутниковую тарелку, но может не иметь туалета. Мужчины не стыдятся и справляют нужду на улице. Пешеходные дороги вдоль автомагистрали превратились в туалеты без стен. Они смердят, и великая клоака растекается по маленьким деревням и по большим городам.
В индийском штате Харьяна 23-летний парень Маниш и 20-летняя девушка Рани скоро сыграют свадьбу. Вначале родители невесты упирались, но в конце концов согласились выдать замуж свою дочь. Однако они поставили одно условие. Семья жениха должна построить туалет в доме молодых. Нет туалета – нет невесты
#ИзИндииСЛюбовью Стэн и Лана
Иисус без границ #ВозможноВсё